Щенок растёт. Практикум.






Практические рекомендации:

Породистых щенков необходимо приобретать в соответствующих клубах и обществах, у опытных заводчиков, способных квалифицированно помочь на первых порах.

Выбирать щенка лучше всего из помета в возрасте 30-45 дней. Предпочтительно брать щенков из пометов, родившихся во второй половине зимы. В этом случае подрастающие малыши лучше окрепнут весной.

Щенок должен быть резвым, с хорошим аппетитом, упитанным, с блестящей шерстью. Чтобы определить наиболее смелого из помёта щенка, бросьте что-нибудь поблизости от них. Робкие отбегут в сторону, а которые посмелее, осторожно подойдут посмотреть, что же такое упало.

Обязательно проверьте прикус, отсутствие видимых отклонений.

При осмотре конечностей обращают внимание на правильность их строения, проверяют, удалены ли прибыльные пальцы на задних лапах, смотрят как щенок стоит, как он движется.

Отнимать щенка от матери лучше с утра в субботу или воскресенье. Малыш за день успеет привыкнуть к одиночеству, к новой обстановке, утомится от потока новых впечатлений и ночью будет спать спокойно.

Кличка должна быть звучной, короткой и не очень распространенной.

Не желательно называть собак кличками их родителей и именами людей.

Заранее нужно отвести для щенка место в доме и положить туда подстилку. Место должно быть в стороне, но не в проходе, где собаку могут нечаянно ударить ногой, вдали от батареи отопления и не на сквозняке. Желательно, чтобы это место осталось у него и тогда, когда он станет уже взрослым.

Посуда должна состоять из двух эмалированных или глиняных мисок: одна для пищи, другая для воды.

Миску с пищей нужно ставить на специальную подставку с таким расчетом, чтобы во время еды голова щенка находилась на уровне спины. С ростом щенка должна увеличиваться и подставка.

Как и у любого веселого и жизнерадостного ребенка, у щенка должны быть игрушки. Будьте готовы к тому, что придется подальше убирать с пола обувь, поднимать занавески, смириться с обгрызенной ножкой стула. Щенок будет играть с любым предметом, который ему попадется. Игрушками могут быть мячи, палочки, крупные кости. Игрушки должны быть всегда чистыми. Не давайте щенку игрушки с пищалками, которые он может проглотить, а также пластмассовые, которые он может разгрызть. Следите, чтобы на полу и стульях случайно не оказались посторонние предметы, которые щенок может проглотить.

Ни в коем случае не должен играть с тряпочкой, которую будет тянуть зубами. Таким "упражнением" он может испортить прикус.

В первые две недели щенок, которого вы только что приобрели, должен. питаться так же, как он питался, находясь при матери.

Месячный щенок, как правило, привыкает есть кроме материнского молока, самую разнообразную пищу. В этот период его кормят шесть раз в день с равными промежутками и по возможности в точно установленные часы. Ночью щенка не кормят. Он должен привыкнуть спокойно спать до утра и не тревожить своего хозяина. Щенки в раннем возрасте спят очень много и чередуют сон с кормежками, выгуливанием и краткими играми. Первую кормежку щенка нужно приурочить к вашему личному распорядку дня, скажем, к 8 часам утра. Если последняя кормежка вами намечается на 21 час, то интервалы между кормежками будут немного больше двух с половиной часов.

Щенку надо давать такую порцию еды, чтобы она была для него достаточной, и чтобы он съедал ее полностью. Поэтому точный объем каждой порции установить трудно. Она будет зависеть от размера щенка, его аппетита и от питательности корма. Щенку от одного до двух месяцев нужно давать в каждую кормежку примерно от одного до полутора стаканов густого, чуть подогретого супа. С возрастом щенка порция увеличивается. Некоторые щенки очень жадно поедают корм и переедают; в результате у них появляется вздутие живота и поносы. За таким щенком надо следить и своевременно отбирать у него корм, как только станет заметно, что бока и живот слишком раздулись и приняли уродливую форму. В первые дни лучше немного недокормить не привыкшего к новым условиям питомца. С изменением пищи щенка начинает поносить. Этого не следует пугаться: понос прекратится сам, как только щенок приспособится к новому питанию. Миску с кормом следует ставить всякий раз в отведенном для этого месте и в другом месте кормить щенка не рекомендуется. Чтобы избежать грязи, под мисочку нужно подкладывать клеенку, кусок фанеры или сложенную вдвое газету (последнюю надо менять как можно чаще).

Желательно кормить щенка специально для него приготовленной пищей - это значительно полезней и затраченные на это труд и средства окупятся сторицею.

Полноценный рацион должен включать достаточное количество белков, жиров, витаминов, минеральных веществ и микроэлементов.

Овощи надо давать и сырыми (обязательно мелко тертыми), и вареными (супы, каши).

Очень хорошо приохотить щенка к овощному салату, заправленному постным маслом или сметаной, и давать его в одну из кормежек. Желательно, чтобы щенок полюбил яблоки, ягоды и другие свежие фрукты.

Зелень - салат, укроп, сельдерей и молочную крапиву добавляют в готовый корм сырыми, мелко резанными. Крапиву предварительно запаривают горячим кормом, чтобы обезвредить ее жгучие ворсинки.

Особое место среди растительного корма занимает вареная тыква, которая оказывает глистогонное действие.

Основным источником минеральных веществ в рационе собаки служат сырые кости. Нельзя давать трубчатые кости птиц. При разгрызании они всегда раскалываются на острые кусочки, которые могут поранить кишечник.

Щенок, попав в новую для него обстановку и лишившись материнских забот, естественно, начнет скучать и искать общения с живыми существами. Вы будете для него самой главной опорой в жизни.

Необходимо подумать над тем, с чего следует начать воспитание. Конечно, он должен знать свою кличку и отзываться на нее. Кличку щенок запоминает очень скоро; особенно если она короткая и звучная. Звучать она должна всегда одинаково, в ласковой интонации.

Утром, как только щенок проснется и завозится на своей подстилке, ласково позовите его. Как только он обратит внимание на голос, приласкайте его и снова позовите. Так, в течение первого дня при каждом удобном случае обращайте на себя ею внимание, произносите кличку и обязательно ласкайте его, поглаживая по спинке, и снова произносите кличку. Подкрепляйте все это лаской, а время от времени и дачей лакомства в виде маленького кусочка вареного мяса, сыра или булки. Если щенку настала пора принимать пищу, окликнете его и поставьте ему мисочку с кормом на отведенное для этого место. Через один - два дня щенок отлично усвоит свою кличку.

С командой "МЕСТО" щенка знакомят одновременно с кличкой. Произнеся команду "МЕСТО", уложите щенка на его подстилку. Хорошо на эту подстилку положить мягкую тряпку, к которой щенок привыкнет. В будущем эта тряпка будет использоваться во время отработки приемов курса общей дрессировки для обозначения места и в курсе защитно-караульной службы при "охране вещи".

Старайтесь укладывать щенка без принуждения, слегка поглаживая его по бочку и спинке, стараясь при этом движением успокоить его. При попытке щенка отскочить его опять осторожно укладывают и повторяют команду "МЕСТО!" несколько более настойчивым голосом. Это упражнение надо проделывать очень терпеливо до тех пор, пока щенок не смирится и не удержится некоторое время на своем месте.

Как бы щенок не скулил и не волновался (а скупить без матери на первых порах он будет обязательно), необходимо выдержать характер и ни в коем случае не устраивать его возле себя на кровать или диван. Помните, что щенок очень скоро привыкнет к месту, а всякого рода поблажки только затруднят обучение.

Необходимо понять, что предки собак жили стаями и их одомашненные потомки несут в себе инстинкты и особенности поведения, закрепленные многовековым существованием собаки как члена стаи. В глубине души ваша собака - член стаи: она быстро обучается при помощи примера и повторения и на какой-то стадии почти неизбежно попытается стать вожаком (хотя будет вполне довольна своим местом в стае, когда оно, наконец, точно установится). В данном случае ваша семья - стая. а вы или другие члены семьи должны играть роль вожаков (лидеров), т.к. их может быть и несколько. Вы должны дать своему питомцу почувствовать, что он занимает место ниже вас и, возможно, других членов семьи, если им удастся завоевать это преимущество в глазах собаки.

Так что все основы первоначального воспитания заключаются в том, чтобы твердо установить главные законы стаи. Если вы четко усвоите этот принцип, дальнейшая дрессировка окажется значительно проще, чем можно было ожидать.

Команда "МЕСТО!" - первая команда, которую должен знать щенок. Это будет пробным камнем ваших педагогических способностей. Команду "МЕСТО!" отрабатывают ежедневно, и она становится настолько привычной для щенка, что для ее выполнения редко требуется повторное приказание. По мере выработки команды ласковый тон следует заменить более повелительным, и затем и приказным тоном. Когда вы убедитесь, что щенок хорошо усвоил свою кличку и команду "МЕСТО!" следует заняться обучением команды "КО МНЕ !". Это команда имеет первоочередное значение в жизни собаки, так как является главным связующим звеном между собакой и хозяином. Чем лучше усвоена команда подзыва, чем безотказнее и быстрее она будет выполняться, тем успешнее пойдет вся дальнейшая дрессировка. Воспитание этого навыка - гарантия сохранить собаку, уберечь от травм, заражения, нежелательных встреч и от гибели под колесами на дорогах. На прогулках, как бы далеко не убежал ваш щенок, куда бы он не запропастился. команда "КО МНЕ!" должна заставить его немедленно приблизиться к вам, словно под действием магнита.

Для отработки этой команды необходимо быть предельно внимательным. настойчивым и ласково обращаться с питомцем. Это команда должна быть связана со всем самым приятным для щенка - общением с любимым хозяином, лаской, кормежкой, лакомством, короткой, но веселой игрой.

Утром, когда щенок проснется и наступит время кормежки, держа в руке миску с кормом, обратите на себя внимание щенка подачей его клички. Как только щенок обратит на вас внимание, ласково подзовите "КО МНЕ!" и вместе с этим поставьте на предназначенное для кормежки место его пищу. Когда щенок двинется к корму, повторите в ласковой интонации команду "КО МНЕ!" и дайте корм.

В дальнейшем при каждой даче корма подавайте команду "КО МНЕ!". Кормежку начинайте, только когда щенок приблизится к вам по команде. Первое время команду подавайте одновременно с названием клички щенка, а затем, по мере ее усвоения, переходите только к одной команде "КО МНЕ!". Однако проводить такие занятия только во время кормежки не достаточно. В перерывах между кормежкой, когда щенок не увлекся каким-нибудь занятием, когда он от вас недалеко и еще лучше кода он следует за вами, надо, ласково назвав щенка по кличке, весело назвать команду "КО МНЕ!". Если щенок не подойдет или будет подходить очень вяло, повторите команду несколько громче и покажите ему кусочек любимого лакомства. Если и это не поможет, начните быстро отодвигаться от щенка. подавая команду "КО МНЕ!", и обязательно добейтесь энергичного подхода. Выполнение подхода подкрепите лакомством, лаской и поощрением - ласково произнесенным словом "Хорошо" и командой "КО МНЕ!". Помните: вы должны приложить все свое старание к тому, чтобы щенок выполнил вашу команду и выполнил не кое-как, а быстро и энергично.

Такие занятия надо проводить ежедневно до тех пор, пока щенок не усвоит команду.

Если вы чувствуете, что занятие начинает ему надоедать, немедленно прекратите обучение, займите щенка веселой игрой или поведите на прогулку, отвлеките его, чтобы он на время совсем забыл про занятия.

После отдыха выберите удобную минуту, когда щенок будет свободен от занятий или развлечений, энергично и весело подайте команду КО МНЕ!". Подбежавшего щенка погладьте и угостите лакомством.

Кличка, команды "МЕСТО!", "КО МНЕ!" - это три задания, которые щенок должен изучить до двухмесячного возраста. Важно, чтобы занятия были веселыми, имели форму игры, а не принуждения.

Как щенок должен вести себя по отношению к посторонним лицам и как они должны вести себя в отношении щенка.

Чем меньше посторонние будут обращать внимание на щенка, заигрывать с ним, таскать на руках, а тем более дразнить и вызывать у щенка злобности, что обычно кажется забавным, тем меньше ему приносится вреда. Следует помнить, что подобные "игры" посторонних людей со щенком могут привести к развитию у него такой злобности, что обуздать его во взрослом возрасте будет трудно. Не бойтесь того, что маленький щенок излишне доброжелателен. Когда он подрастет и окончательно сформируется его характер, у него появится достаточная злобность, которую вы можете развить или уменьшить во время специальной дрессировки, когда к взрослой собаке можно будет применить надлежащее принуждение.

Ко всем посторонним щенок должен относиться безразлично, пока не видя в них ни своих "врагов", ни "друзей". Вызывать же недоверчивость к посторонним у маленького щенка не рекомендуется.

Наряду с учением щенка нужно правильно за ним ухаживать.' содержать в чистоте самою щенка, его кормушку и его место.

Утро надо начинать с тщательного осмотра вашего питомца. Здоровый щенок, после того как встал со своей подстилки, становится достаточно оживленным и веселым. Глаза у него чистые, ясные, без существенных следов гноя, мочка носа постепенно становится влажной, блестящей и прохладной {у только что проснувшегося щенка она еще сухая и теплая). Щенок аппетитно поедает свой корм и охотно вступает в игры с хозяином.

Больной щенок имеет понурый, скучный вид, шерсть у него тусклая, взъерошенная, глаза мутные, а иногда и гноятся. Нос сухой и горячий, иногда появляются выделения из носа о виде вязкой слизи. Щенок плохо ест, ищет теплого места, изредка поскуливает. Такие признаки должны насторожить хозяина.

В подобных случаях немедленно обращайтесь к ветеринарному врачу.

Если щенок здоров, займитесь его туалетом. Для этого приготовьте расческу и небольшую мягкую суконку. Уложив поудобнее щенка, его осторожно по шерстке прочесывают: начинают со лба и шеи, затем ведут по спине к хвосту, следя за тем, чтобы зубцы не царапали нежную щенячью кожицу. Однако расческой нужно доставать до кожи: это массирует ее и способствует хорошему кровообращению в области кожного покрова. После спины прочесывают бока, хвост, грудку, передние и задние лапы. Живот и внутреннюю сторону ляжек протирают суконкой, которую по мере надобности стирают в кипятке. Каждый участок тела надо прочесывать 3-4 раза подряд, а затем уже приступить к следующему. Благодаря этому у щенка ежедневно будут удаляться из шерсти пыль и грязь, а если заведутся блохи, вы их быстро заметите. Окончив прочесывание, гребешок очищают и пух сжигают.

Частые купания с использованием шампуней устраняют естественную жировую смазку шерстного покрова, а значит, и его естественную водонепроницаемость и щенок с такой обезжиренной шерстью легко намокает, чаще простужается и заболевает. Бывает, что щенка необходимо хорошенько вымыть, потому что он весь вымазался.

От диких предков досталась современной собаке неистребимая страсть - вываливаться в какой-нибудь пахучей дряни. Это привычка сохранилась с тех времен, когда хищник стремился заглушить свой запах, чтобы незаметно подобраться к своей жертве. Поэтому, отпуская щенка порезвиться, будьте бдительны - частое мытье не полезно.

Мыть щенка следует по мере надобности, но не чаще одного, двух раз в месяц. Моют щенка в теплой воде. После мытья тщательно вытирайте щенка сухой тряпкой, укутывайте в теплую тряпку и кладите на место.

Пока щенок сохнет, его нужно все время расчесывать, лучше отдельными участками, желательно под струёй теплого воздуха из фена.

После туалета щенка следует заняться уборкой его места. Подстилку выбивают, протирают под ней пол. Если щенок содержится в будке во дворе, в его выгуле убирают экскременты, перетряхивают подстилку в будке и подметают выгул.

Физическую нагрузку нужно вводить постепенно, не переутомляя пупка и постоянно следя за его поведением. Во время игры или прогулок у щенка очень резко проявляется усталость, он начинает отказываться от игры или делает остановку, садясь во время прогулки. Такое поведение щенка должно служить для вас своеобразным стоп-сигналом, по которому следует дать щенку необходимый отдых. Прогулки надо проводить там. где меньше пешеходов, нет автомобильного движения. Щенка нельзя выпускать в месте, где гуляют другие собаки, до того как закончился курс прививок, проводимых в возрасте от трех с половиной до четырех месяцев.

Прогулки полезно сочетать с выгуливанием щенка после сна и перед очередной кормежкой. Три-четыре прогулки в день по 15-20 минут на первых порах будут для щенка совершенно достаточными. Нужно стремиться к тому, чтобы щенок двигался непринужденно, но не бегал от вас далеко в сторону. Вот тут-то и понадобится команда "Ко мне". подкрепленная лаской и лакомством.

Лучшая физическая тренировка для щенка - это прогулки и игры со сверстниками. Щенок соизмеряет свои силы и с появление усталости немедленно прекращает игру. Однако здесь надо следить, чтобы ваш питомец играл только со знакомыми щенками одинакового возраста и силы. Играя с более сильным собратом, щенок будет всегда побежденным, и это может выработать у него робость и неуверенность.

Помните, что щенки боятся не холода, а сырости и сквозняков. Ее ли даже в помещении прохладно, щенка не следует кутать. В сухую погоду щенку не страшен мороз, а в сырую погоду прогулки лучше заменить игрой в помещении. Если щенок попадает под дождь или сырой снег, то по возращении домой его нужно хорошенько протереть сухой тряпкой. Щенку необходим свежий воздух. Используйте каждую удобную минутку для прогулки и игры с питомцем на свежем воздухе.

В возрасте от двух до четырех месяцев щенок как бы утверждает себя в окружающем мире. Он всем интересуется, хочет все узнать, все попробовать зубами или лапой, и уже во всяком случае попытается освоиться с различными предмета ми с помощью обоняния, зрения и слуха. К этому времени значительно изменится и его внешний вид. Из неуклюжего, малоподвижного увальня он превратится в веселого, подвижного шалуна. Передние лапы будут казаться толстыми, глаза потеряют молочный оттенок, а шерсть станет более длинной и гладкой.

Щенок становится особенно восприимчивым к заболеванию рахитом. Надо приложить все усилия, чтобы путем правильного питания и ухода избежать появления этой болезни.

Уход за двух-четырех месячным щенком такой, же, как и за маленьким, однако теперь приручать его к чистоплотности в помещении.

Есть два способа приучения. Первый основан на том, чтобы не заставлять щенка "терпеть", а как только у него появляется надобность оправиться, тут же выпускать или выносить его на улицу. Обычно такая потребность возникает сразу после сна, после игры или вскоре после кормежки. Следите за щенком очень внимательно, и как только он проснулся и слез со своей лежанки или поел и отошел от миски, следует быстро взять его на руки, вынести во двор (лучше в определенное сухое место) и дождаться, пока он не оправится. Если вы будете внимательно следить за щенком, и не до пустите, чтобы он выгуливался в комнате, он очень скоро привыкнет делать свои "делишки" во дворе, будет беспокойно искать дверь и при необходимости проситься на улицу.

Если же щенок не "удержался" и, если вы пропустили нужный момент, и он оправился в комнате, на до все-таки вынести щенка на улицу и дать ему побыть хотя бы две-три минуты там. Если после мнимой "провинности" прошло некоторое время, и вы не вынесли щенка во двор, знайте, что щенок "забыл" о своем "проступке".

Второй способ применяется тогда, когда бывает затруднительно часто выносить щенка во двор. В этом случае нужно сделать низкий ящик и насыпать в него песок. Щенка приучают выгуливаться на ящике с песком так же, как и в первом случае. Необходимо следить за поведением щенка после сна, еды и игр и при первой же попытке оправиться на полу сажать его на ящик. Через не которое время щенок так привыкнет оправляться на ящике, что сам, по своему почину, будет оправляться туда. Песок нужно менять как можно чаще, чтобы избежать появления неприятного запаха в комнате, да и щенок не так охотно оправляется на мокром песке. Когда щенок подрастет и количество его "прогулок" на ящик значительно сократится, ящик следует убрать. Теперь щенка можно выводить или выносить на улицу реже, да и он сам сумеет удержаться от частых лужиц. При большой заботе и внимании приучать щенка к чистоплотности можно и гораздо раньше.

Начиная с двухмесячного возраста, нужно уделять большое внимание физическому развитию щенка. Оно будет сводиться в основном к прогулкам и играм на свежем воздухе. В ненастный и дождливые дни можно отлично играть и дома. Играйте с ним в прятки: незаметно прячьтесь, а потом зовите и хвалите, когда он вас "выследит". Обязательно помните, что в игровой ситуации нужно много смеяться и весело шутить, чтобы помочь щенку научиться отличать игру от тех случаев, когда требуется послушание и исполнительность. Животные сообщают друг другу о том, что это "игра", определенными движениями и позами, а также, возможно, при помощи запаха. Человеку же приходится, подчеркнуто сообщать о своих намерениях при помощи интонаций и слов.

Прогулки надо совмещать с выгуливанием щенка, делая их на первых порах почаще, постепенно увеличивая продолжительность и протяженность маршрута. Подросшему щенку можно разрешать отбегать на большее расстояние (20 30м) при условии, что щенок безотказно исполняет команду "Ко мне!", и только в том случае, если поблизости нет автомобилей и велосипедов.

Игры со щенками должны стать более разнообразными и включать в себя элементы легкой физической нагрузки. Рекомендуется бросание мячей или палочек, бегание взапуски с хозяином, игра с подвесным мячом и, конечно, игра со сверстниками. Во время игр затем, чтобы они не напугали его. Во время игры не обходимо приучать щенка к различным неожиданностям, следя за тем, чтобы они не напугали его. Во время игры сделайте так, чтобы неожиданно упала щетка или свалились со стула тапочки или чтобы на щенка упал большой платок. Если щенок оробеет от неожиданности, окажите ему поддержку, одобрите его веселым восклицанием и погладьте. Обязательно ознакомьте щенка с тем, что его напугало. Пусть он осмотрит "страшилище" со всех сторон, обнюхает и убедится, что это просто щетка или платок.

Когда щенок достигнет трехмесячного возраста, его можно приучить к прыжкам через небольшие препятствия. Это не должно быть занятием по преодолению барьера, когда щенок должен по команде взять барьер. Это будет только новое развлечение и развитие привычки ив бояться препятствий, встречающихся на пути. Приучать к прыжкам через низенькие барьеры надо путем игры, используя для этого погоню за любимой игрушкой. Барьер в виде низкой рейки ставят на пути бегущего щенка. Первоначальная высота чурбачков не должна превышать 10 см. Во время игры можно разрешать два-три прыжка через барьер, а игру в барьер нужно проводить не чаще четырех раз в неделю. Дней через десять высоту чурбачков можно довести до 15 см, а еще через десять дней -- до 20 см. Предельная высота барьера для четырехмесячного щенка не должна превышать 25см: число прыжков во время игры - не более четырех. Рейку необходимо укладывать на чурбачки заранее, а ни в коем случае перед носом бегущего щенка, ибо такая неожиданность может его напугать.

Одновременно с прыжками через барьер надо приучать щенка к ошейнику и поводку. Ошейник следует правильно подогнать к шее щенка. Если палец свободно продвигаете вокруг шеи, значит, ошейник затянут не туго и подогнан правильно. С возрастом нужно изменять подгонку ошейника; об этом нельзя забывать.

Приучать щенка к ошейнику можно самым различным способом. Если вы застегнете его на шее у щенка непосредственно перед едой, малыш может смириться с этим без протеста. Можно на прогулке или в комнате во время игры незаметно надеть на щенка ошейник и немедленно отвлечь его интересной игрой. Если щенок, увлеченный игрой; не обратит внимания на ошейник, то успех обеспечен. Необходимо только повторять это занятие два-три раза в день, постепенно увеличивая время пребывания щенка в ошейнике, и отвлекать его игрой всякий раз, как он начнет проявлять беспокойство. Обычно щенок через несколько дней привыкает к ошейнику и последний ею не беспокоит. Если же щенок привыкает к ошейнику плохо, стирается сорвать его лапой, трется шеей о землю и мотает головой, нужно, не прекращая занятий, заменить ошейник легкой, ленточкой, а затем тесемкой. Когда щенок привыкнет носить на шее плотно завязанную тесемку, ее можно заменить ошейником. Дача лакомства, ласковое "хорошо" и поглаживание оказывают большую помощь в этом занятии. Когда щенок привыкнет к ошейнику и начнет относиться к нему безразлично, следует оставить ошейник на щенке в течение всей прогулки, надевать его дома на 2-3 часа и обязательно перед каждой прогулкой. Это заставит щенка полюбить свой ошейник как обязательный спутник прогулок.

Поводок должен быть изготовлен так же, как и ошейник, из мягкой прочной кожи длиной 1,5-2 м. Методика приучения к поводку аналогична приучению к ошейнику.

Одним из основных элементов воспитания щенка и приучения его к необходимой дисциплине является приучение ходить рядом на поводке, приноравливаясь к движению хозяина. Указанный прием отрабатывается с более взрослым щенком.

Прогулки по людным местам с оживленным движением следует проводить на поводке, отпуская от себя щенка не более чем на 1,5 м. Конечно, такое ограничение не понравится щенку, и он начнет рваться и тянуть поводок. Каждый рывок вы должны предупреждать настойчивым сдерживанием щенка и не только не давать ему свободу, но, наоборот, несколько укорачивать поводок, замедляя при этом свой шаг. Сдерживание поводком должно быть достаточно энергичным, но без рывка. При этом нужно оглаживать щенка, отвлекать его от бросков и рывков лакомством или произношением клички. Это проделывают до тех пор, пока щенок не успокоится и не перестанет тянуть.

Подобные занятия надо проводить ежедневно по нескольку раз до тех пор, пока щенок не смирится и не подчинится вашей воле. Это случится не скоро, так как щенок с трудом привыкает к ограничению свободы, особенно, если у него живой характер. Помните, что здесь необходимо проявить большое терпение и выдержку. В итоге вид ошейника и поводка будет вызывать у щенка желание подставить голову самостоятельно, получить пищу и идти на прогулку.

Как только щенок начнет вести себя дисциплинированно, и будет подчиняться хозяину, его можно приучать к команде "ГУЛЯЙ!". Для этого в малолюдном месте нужно спускать щенка с поводка, подавая при этом команду "ГУЛЯЙ!". Когда щенок почувствует свободу и начнет отбегать на слишком большое расстояние, его надо подзывать командой "КО МНЕ!", оглаживать, давать лакомство и снова отпускать на прогулку командой "ГУЛЯЙ!" и побуждающим к прогулке жестом правой руки слева направо. После нескольких пробежек щенка следует подозвать и идти с ним без поводка, удерживая его около себя, а затем взять на поводок. Команду "КО МНЕ!" щенок должен безоговорочно выполнять и лучше совсем не подавать команды, чем подать и не добиться ее исполнения. По этому не подавайте команду, когда щенок чем-либо занят и может не обратить на нее должного внимания.

Подрастающий щенок, как и взрослая собака, должен немедленно и безотказно выполнять запрещающую команду "Фу!" К четырем месяцам ваш щенок будет совершать большое количество нежелательных для вас действий.

Чтобы проказы и шалости не вошли в привычку, их надо немедленно пресекать, для этого и служит запрещающая команда "ФУ", которая подается резким и строгим голосом, выражающим недовольство хозяина. Одновременно она сопровождается физическим воздействием в виде легкого удара сложенной газеты или прутиком. Нельзя бить собаку рукой или поводком, они должны быть символами ласки и доверия.

Нельзя подавать команду "ФУ!", если щенок не напроказил или совершил такой проступок, который не воспринимается им как недозволенное действие. Щенок должен сразу понять, за что подана команда "ФУ!" и какое действие он должен прекратить.

Нельзя подавать команду "ФУ !" несвоевременно, т. е. спустя некоторое время после совершения про ступка - щенок уже забудет про свой проступок и не поймет, за что его наказали.

Обязательно добивайтесь выполнения команды "ФУ !" даже если придется для этого разжать у щенка челюсти, чтобы вытащить что-нибудь из пасти.

Нельзя злоупотреблять командой "ФУ !". Это может привести к тому, что щенок начнет бояться своего хозяина или привыкнет к постоянному окрику "ФУ !" и не будет на него реагировать.

Не следует давать щенку забывать команду "ФУ!", даже если он примерно себя ведет. Время от времени рекомендуется провоцировать щенка на совершение проступка и в этот момент резким "ФУ!" своевременно одернуть его. Для этого нужно оставить вкусную еду в неположенном месте или положить на диван любимую игрушку и, спрятавшись, незаметно наблюдать за действиями щенка. Как только он схватит еду или залезет на диван за игрушкой, строгое "ФУ!" и шлепок напомнят шалуну, что такие действия запрещены и на свете существует грозное "ФУГ.

Щенкам и взрослым собакам присуще стремление подбирать на земле всевозможные отбросы.

Бороться с этим недостатком необходимо уже в раннем возрасте, одновременно с отработкой команды "ФУ!".

Отучать щенка от подбирания с земли различных отбросов следует двумя способами.

Первый заключается в том, что перед очередной прогулкой постороннее для щенка лицо (это нужно для того, чтобы от приманки не пахло хозяином) раскладывает в точно установленном месте несколько кусочков мяса, сыра или колбасы, по сыпанные хиной, перцем или другим горьким, но безвредным снадобьем.

Во время прогулки надо спровоцировать щенка схватить отбросы, намеренно подводя его к местам с разложенным кормом. Схватив приготовленный таким образом "гостинец". щенок долго будет скулить и отплевываться и едва ли захочет немедленно повторить свой проступок. Этот жестокий урок следует провести несколько раз, меняя место расположения, качество и вкус приманки, а также горькую приправу.

Другой способ совмещается с отработкой команды "ФУ". В данном случае разложенная на земле приманка не имеет горькой приправы. Хозяин щенка, находясь рядом с ним. внимательно следит за его поведением. При первой попытке щенка схватить лакомый кусочек хозяин тотчас резко подает команду "ФУ!" и одновременно наносит ощутимый удар прутиком по крупу щенка, соразмеряя силу удара с возрастом щенка. Этот "урок" проводится также несколько раз, в различных местах и с разной приманкой,

Наилучший эффект дает сочетание первого и второго способов.

Уже с двух-трех месяцев необходимо приучить щенка к показу зубов. Вернувшись с прогулки, посадите щенка возле левой ноги и произносите команду "ПОКАЖИ ЗУБЫ!". Положите правую руку снизу, а левую сверху морды (ни в коем случае не закрывая нос щенка), и, удерживая челюсти сомкнутыми большими пальцами рук, раздвиньте щенку губы спереди. Осмотрев прикус и количество резцов, отодвиньте губы с боков и осмотрите коренные зубы. После 5-7-секундной выдержки отпустите и поощрите щенка лакомством.

Осмотр зубов проводите ежедневно. Когда щенок привыкает показывать зубы дома без посторонних раздражителей, переходят к осмотру зубов во дворе и во время прогулок, но только после того как оправится. Постепенно этот прием доводят до навыка. Он необходим при участии собаки в выставках и в случае ее болезни.

К четырем месяцам у щенка появляются некоторые черты молодой собаки. Это связано с дальнейшим формированием его организма, сменой зубов и шерсти. Теперь у него все больше и больше проявляются основные признаки породы, а к шестимесячному возрасту уже можно судить о будущих достоинствах и недостатках вашего питомца.

Бурный рост щенка требует более обильного и питательного корма, объем разовых дач увеличивается до 1 л, а количество их уменьшается к шести месяцам до четырех. Четырехмесячный щенок ест самый разнообразный корм, он меньше нуждается в молоке, а больше в мясной и крупяной пище, причем в состав мясного пайка включаются кости. По-прежнему следует избегать костей мелких животных и рыбы.

Увеличивать норму продуктов нужно не сразу, а постепенно, чтобы довести ее до полного объёма примерно к шестимесячному возрасту.

После четырех месяцев у щенка меняются молочные зубы, а щенячий пух заменяется остьевой шерстью. Это вызывает некоторые изменения в уходе за щенком. Если щенок живет во дворе, в будке, изменится только уход за его шерстью; если же щенок живет в квартире, придется дополнительно пересмотреть его место, пригодность лежанки, а также подготовить игрушки, которые будут необходимы в период смены зубов, когда у щенка чешутся десны, и он грызет все, что ему попадается. Не рекомендуется давать в качестве игрушек предметы домашнего обихода.

Этот опасный для хозяина период продолжается один - два месяца и прекращается вскоре после смены зубов.

Для ухода за шерстью надо приобрести щетку. Щетка должна иметь густую, короткую и достаточно жесткую метину.

Летом, в хорошую погоду, взрослого щенка следует приучать к плаванию. Первоначальное обучение нужно проводить в водоемах со слабым течением и чистой водой, при обучении нельзя применять принуждение. Купание и плавание для щенка должно быть приятным развлечением, а всякое насилие будет отпугивать его от воды.

В теплый погожий день отыщите на берегу пруда удобный спуск к воде, поиграйте со щенком на берегу, а затем входите в воду на такое расстояние, чтобы щенок, слегка погружаясь в воду, мог свободно к вам подойти. При этом надо щенка называть по кличке, подавать команду "Ко мне!", поощрять лакомством, увлечь игрой, но обязательно подозвать к себе без малейшего принуждения. Подзыв необходимо повторить несколько раз до тех пор, щенок не освоится с водой и не будет охотно в нее входить. Следующий этап обучения сведется к тому, чтобы заманить щенка в более глубокое место, где он вынужден будет плыть. Это обычно достигается игрой на мелком месте. Сделав один - два шага с мелкого места в более глубокое, вы увлечете за собой щенка, и он, побарахтавшись, поплывет за вами или к берегу.

Ваша задача будет сводиться к тому, чтобы подбодрить щенка возгласом "Хорошо!", а если понадобится, то и осторожно поддержать маленького пловца ладонью под грудкой. Как только щенок почувствует, что может плыть, он охотно будет заходить в воду и плавать со своим хозяином.

Другой способ основан на игре с палочкой. Выбрав удобное место, начните на берегу игру с палочкой, бросая ее щенку и отбирая обратно. Когда щенок увлечется игрой, киньте палочку в воду на мелком месте, недалеко от берега. D погоне за палочкой щенок забежит в воду, схватит ее и вынесет на берег. Повторяя эту игру несколько раз, вы приучите щенка охотно входить в воду. Через один - два дня забрасывайте палочку на более глубокое место; по привычке бросившись за ней, щенок попадет на глубину и поплывет.

Научив щенка плавать, пользуйтесь каждым теплым днем, чтобы дать ему хорошенько покупаться. Пяти - шестимесячный щенок свободно проплывет 10-15 м.

Физическое воспитание в этом возрасте имеет особо важное значение, поэтому обычных прогулок и игр для щенка недостаточно.

С ним следует регулярно заниматься интенсивными пробежками, прыжками через небольшие препятствия, преодолением сильно пересеченной местности, подъемом на крутой откос и быстрым спуском с большой крутизны. Можно использовать для прогулок с щенком велосипед. Это дает возможность увеличивать скорость движения и чередовать длительные пробеги с короткими энергичными рывками. Небольшие участки полезно проходить на повышенной скорости. Это приучит щенка в нужный момент мобилизовать свои силы и полностью их выкладывать. Прогулки с велосипедом хорошо устраивать не менее двух раз в день. Если велосипеда нет, следует совершать более продолжительные прогулки, во время которых полезно, кроме занятий по дрессировке, бегать взапуски и играть с мячом и палочкой.

Прыжки через препятствия отлично развивают мускулатуру задних лап. Желательно обучить щенка прыгать способом "ласточка", не касаясь препятствия. Прыжками "ласточкой" щенок уже научился в более раннем возрасте, когда преодолевая щенячий барьер (рейку) в процессе игры. Теперь прыжки будут являться занятием, а не игрой, и он должен научиться безотказно прыгать через препятствие по команде "БАРЬЕР!". Прыжки можно начинать и через рейку, и через штакетник высотой 30 см. При первых прыжках через штакетник на его верхний край можно класть рейку, которая привычна для щенка; как только щенок освоится с видом штакетника, рейку следует убрать.

Первоначальное обучение сводится к тому, что хозяин, встав боком возле штакетника, заносит над ним правой рукой лакомство и одновременно энергично подает команду "БАРЬЕР!". Как только щенок перепрыгнет за лакомством через барьер, его надо похвалить " БАРЬЕР, хорошо!" и дать лакомство. Уловив момент, когда щенок соберется прыгнуть, вы должны помочь ему решиться на это жестом над барьером, как бы выражая этим приглашение сделать прыжок. Обычно прыжок через 30 см барьер для щенка, знакомого с барьером, не труден, и через два-три дня ваш питомец по первой команде возьмет барьер Ежедневно следует делать не более двух-трех прыжков и постепенно (дней через десять) довести число прыжков до пяти. Дней через десять высоту штакетника можно довести до 35 см, а к пятимесячному возрасту - до 40 см. В дальнейшем высоту барьера надо строго сообразовать с возможностями щенка, не увлекаться чрезмерной высотой. Прыжок через 50 см штакетника является пределом для щенка, и увеличивать высоту барьера опасно.

Бег по пересеченной местности следует проводить вместе со щенком, увлекая его своим примером на преодоление трудных участков дороги. Маршрут нужно выбирать с таким расчетом, чтобы на пути попадались и небольшие препятствия, и канавы, и спуски. Дистанция такого пути не должна превышать 200 м. •С пятимесячного возраста начинают отработку со щенком основных приемов дрессировки. До сих пор щенок "знакомился" с выполнением команд главным образом путем игры. Теперь настала пора, когда щенок должен научиться безотказно выполнять все команды своего хозяина-дрессировщика. Игра превращается в труд, а забава - в дрессировку. Хозяину (теперь мы будем называть его дрессировщиком) нужно научить своего питомца по первой команде садиться, ложиться, ходить рядом на поводке и приносить брошенный предмет (апорт).

Команду надо произносить четко, спокойным приказным тоном, не слишком громко (так как собаки обладают отличным слухом) и в одной и той же интонации. Только команда "ФУ" подается резко и строго, так как требует от собаки немедленного прекращения ее действий.

При невыполнении приема повторная команда отдается более громко и строго.

Обучение команде "СИДЕТЬ!" лучше всего проводить во время прогулки после того, как щенок основательно выгулялся. Место для занятий надо выбирать так, чтобы вокруг было как можно меньше посторонних отвлечении. Это требование относится и к обучению остальным приемам. Перед выходом на занятия необходимо подготовить лакомство. Обычно для этого используют кусочки вареного мяса величиной с ноготь, кусочки сыра или колбасы. Последние можно взять и мельче, так как сыр и колбаса обладают более резким запахом. Количество лакомства зависит от продолжительности урока, но в среднем на занятие по одному приему понадобится 8-10 кусочков. Лакомство в плотном пакете помещают в правый карман (или специальную сумочку) так, чтобы его можно было на ходу легко достать правой рукой, когда следует поощрить щенка. При укладке лакомства и в дальнейшем во время занятий нужно постараться устроить так, чтобы щенок не знал, где оно находится, иначе он все время будет следить за карманом, и тыкаться в него носом.

Поставьте щенка сбоку от вашей левой ноги, повернитесь к нему вполоборота, возьмите кусочек лакомства в правую руку, а левой слегка придерживайте щенка, чтобы он не мог убежать. Затем дайте понюхать вашему щенку лакомство и начните поднимать его над носом ученика вверх и назад с таким расчетом, чтобы щенок не мог его схватить и в то же время задирал голову. Как только вы почувствуете, что щенок вот-вот сядет на задние лапы, чтобы еще поднять голову, подайте команду "СИДЕТЬ!" и одновременно немного приподнимите лакомство: этим движением вы завершите начавшуюся посадку. В этот момент, когда щенок сделает посадку, дайте ему лакомство и весело похвалите "Хорошо, сидеть!". После трех-четырех упражнений щенок свяжет между собой команду, посадку и лакомство и будет охотно садиться по команде. В дальнейшем поднимать лакомство над головой щенка не требуется. Услышав команду, и видя лакомство, он будет быстро садиться, а через несколько дней достаточно будет одной команды "СИДЕТЬ!", чтобы заставить щенка сесть. Много раз подряд посадкой заниматься не следует: это может надоесть щенку, он устанет, и начнутся нежелательные срывы.

Когда щенок усвоит выполнение посадки, его надо приучить к небольшой выдержке в этом положении, одновременно переходя на изучение приема "ЛЕЖАТЬ".

Выполнение команды "ЛЕЖАТЬ!" построено на том же принципе, что и выполнение команды "СИДЕТЬ!". Чтобы уложить щенка, надо сначала его посадить и сделать небольшую выдержку. После этого, опустившись на левое колено, лицом к щенку, заинтересуйте щенка лакомством, которое должно находиться у вас в правой руке. Когда щенок потянется за лакомством, вы придержите его слегка левой рукой за холку, а правую руку опускайте вниз, жестом как бы приглашая щенка пригнуть морду к земле. В начале этого жеста подайте команду "ЛЕЖАТЬ!", и как только щенок ляжет, сейчас же дайте вкусный кусочек и похвалите щенка "ХОРОШО, ЛЕЖАТЬ!". При отработке этого приема жест, приглашающий щенка лечь вслед за лакомством, следует сочетать с движением щенка и, как только он начнет ложиться, закончить его более энергично и этим как бы довести щенка до положения "ЛЕЖАТЬ!". При этом нужно следить, чтобы щенок, ложась вслед за кусочком лакомства, не заваливал свой круп на сторону. Заваленный круп надо поправить левой рукой.

Свободной прогулке на поводке ваш питомец научился еще в трехмесячном возрасте, а теперь, в пятимесячном возрасте, его можно приучить идти рядом с дрессировщиком, не тянуться вперед и вбок, а всецело подчиняться предложенному дрессировщиками ритму движения. У взрослой собаки хождение рядом вырабатывается, как правило, на основе принуждения в виде резких рывков; к щенку подобные принуждения недопустимы. Здесь нужно использовать его привязанность к хозяину-дрессировщику и лакомство.

Запаситесь хорошей порцией лакомства, как следует выгуляйте щенка, и, выбрав удобное место, пристегните к ошейнику поводок. Держа его в левой руке приблизительно в двадцати сантиметрах выше ошейника, на правую руку наденьте петлю, имеющуюся на конце поводка. Подравнивая левой рукой, оглаживайте щенка, чтобы он был спокоен и не рвался вперед или в сторону. Улучив момент спокойного состояния щенка, энергично подайте команду "РЯДОМ!" и одновременно начните движение по прямой ровным, неторопливым шагом.

Только длительной методической работой со щенком вы сумеете выработать у него навык двигаться рядом с вами на разных аллюрах. Помните, что лакомство играет при этом первостепенную роль и что этот прием вырабатывается у щенка весьма трудно.

Еще один прием, которому обучают щенка до шестимесячного возраста, - это аппортировка, т. е. подача брошенных или оставленных предметов, а также ношение за хозяином легкой поноски. Обучают аппортировке в четыре этапа. Первый этап - обучение хватке апорта, хватке и подноске предмета, отдаче апорта по команде "ДАИ! ". 1ретий этап - движение с апортом. Четвертый этап - доставка брошенного или положенного апорта и отдача его по команде "ДАЙ!"

Заранее надо приготовить удобный апорт. Для этого подходит кругляш из твердого дерева (лучше всего из бука или березы) диаметром 5 см и длиной 20-22 см. Средину кругляша обстругивают таким образом, чтобы получилось подобие спортивной гантели. К этому снаряду щенка приучают путем игры. Щенок, предварительно обученный схватывать брошенные хозяином предметы, легко освоит первый этап обучения. Если же он этому не научился, Дрессировщик должен взять апорт в правую руку и, поддразнивая им щенка, всячески вызывать его на хватку. В том случае, когда щенок не хватает апорт, следует прекратить занятие на I 2 минуты, а затем возобновить его. Если не удается заинтересовать щенка апортом, погуляйте со щенком 5-10 минут и затем, привязав апорт на длинный шпагат, медленно потяните его по земле. Инстинкт заставит щенка броситься на уползающий апорт, слегка потяните его из пасти щенка, дайте ему лакомство и спрячьте апорт за спину. После нескольких упражнений щенок будет так заинтересован апортом, что охотно начнет брать его из ваших рук. Теперь проделайте это же с предварительной командой "АПОРТ?"; а как только щенок схватит апорт, отработайте команду "ДАЙ!". Для этого схваченный щенком апорт нужно взять в левую руку и, подавая почтительно команду "ДАЙ!", неторопливо отобрать апорту щенка, а затем похвалить его и дать лакомство. Если щенок не захочет отдавать апорт, нельзя отбирать его силой. В таком случае, повторив команду "ДАЙ!", ослабьте свое усилие и одновременно переключите внимание щенка от апорта. Как только щенок отдаст апорт, его надо похвалить возгласом "Хорошо, дай!" и дать лакомство. Команда "ДАЙ!" потребует длительной отработки, так как щенок не скоро научится отдавать апорт по вашей команде. Продолжая обучение команде "ДАЙ!", приступите ко второму этапу обучения.

Подзадорив щенка, выберите момент, когда он хочет схватить апорт, отбросите его на 1 м от щенка и тотчас же подавайте команду "АПОРТ!". Как только щенок схватит апорт зубами, следует поощрить его возгласом "ХОРОШО. АПОРТ!", а затем, подав команду "ДАЙ!", поощрить лакомством и взять апорт.

Третий этап сводится к тому, что щенок, находясь на поводке, хватает брошенный возле него апорт. Вместе со щенком, держащим апорт в зубах, дрессировщик проходит 10 15 м, а затем подает команду "ДАЙ!", берет апорт и награждает щенка лакомством. Постепенно это расстояние надо увеличивать. Если щенок по пути выбросит апорт из пасти, нужно подать команду "Апорт!" и заставить щенка его взять. В дальнейшем, когда щенок научится носить апорт, последний заменяют легкой сумочкой, газетой или чем-либо другим.

Четвертый этап обучения - под носка брошенного апорта на некоторое расстояние. Посадив щенка у левой ноги, отбросьте апорт на 3-4 м и придержите щенка до тех пор, пока апорт не упадет на землю. Указав жестом туда, где лежит апорт, подайте команду "АПОРТ!" Когда щенок бросится и ухватит его зубами, подайте команду "КО МНЕ!". Щенок прибежит к вам с апортом в зубах, подайте команду "ДАЙ!", а затем весело скажите "ХОРОШО!", и поощрите его лакомством.

Дрессировщик не должен никогда забывать, что:
нельзя требовать от щенка непосильной по физическому развитию четкости и утомлять его многократным повторением одного и того же приема;
команды нужно подавать всегда четко и одновременно, в одной интонации голоса;
к более сложным навыкам можно переходить, только отработав простыв навыки;
во время обучения нельзя применять механические меры воздействия за невыполнение команд (ударять щенка поводком, плеткой или рукой);
условные рефлексы необходимо вырабатывать во время игры или на прогулке;
за выполнение команд следует обязательно поощрять щенка лакомством, восклицанием "Хорошо!" и поглаживанием;
нельзя заменять команды словами с тем же значением, но другими по звучанию, например, говорить щенку "ЛОЖИСЬ!" вместо команды "ЛЕЖАТЬ!";
нужно обязательно добиваться выполнения щенком вашей команды;
нельзя позволять щенку вы поднять команды посторонних людей;
во время воспитательной дрессировки следует наблюдать за поведением щенка, преобладающими реакциями, чтобы не травмировать его нервную систему;
подавать команды желательно одновременно голосом и жестом.

Желаем успехов в воспитании вашего друга!